Начатое Петром 1 бурное развитие государственного Российского флота на основе европейских традиций судостроения положило началу государственному грубому вмешательству в традиции поморского судостроения. В конечном итоге это нанесло непоправимый ущерб древней культуре мореплавания коренного населения Поморья. В 1718 году Петр издал первые указы, предписывающие поморам отказаться от использования судов, построенных «дедовскими» методами, и перейти на суда «европейского образца», или «новоманерные», как их называли поморы.
Царские указы продолжали действовать и после смерти Петра I. Правительство периодически вспоминало о заветах Петра Великого и пыталось добиться их выполнения методами «кнута и пряника».
К числу методов «кнута» можно отнести введение двойного и даже тройного налога за использование традиционных поморских типов судов. И прямой запрет выходить в море на судах традиционной конструкции. И даже попытки насильственного уничтожения таких судов со стороны властей.
К методам «пряника» относится беспошлинная продажа корабельного леса для строительства «новоманерных» судов по европейским образцам, освобождение на 10 лет от пошлин при импорте судового оборудования и оснастки и даже премии по 5 рублей с ласта (1 ласт равен 2 регистровым тоннам).
При этом Адмиралтейство по указу царского правительства разрабатывало для поморов новые типы судов, привлекая к этой работе даже таких знаменитых судостроителей, как инженер-полковник Василий Артемьевич Ершов - соавтор проектов легендарных кораблей «Крейсер» и «Азов».
С 1803 года поморы за казенный счет привлекались для обучения на государственные верфи, а на поморские верфи посылались мастера с государственных. Однако вплоть до 70-х годов XIX века, несмотря на административное давление, поморы продолжали строить и использовать свои традиционные суда. И это было не «тупое упрямство» и не «отсталость мышления», как пытались объяснить такую позицию поморов государевы чиновники.
Свою позицию судовладельцы Кеми (одного из основных центров поморского судостроения) изложили в письме архангельскому губернатору зимой 1828 года,
в ответ на очередной «наезд» : о стороны правительства
«Лодьи при Петре I отличались по конструкции и оснастке от теперешних, они едва ли равнялись теперешним шнякам, которые используются для рыбных промыслов и перевозки трески в Архангельск, - писали поморы на имя губернатора. -Шняки, хотя и род судов мелких, но за длительное время опытом усовершенствованы и могут ходить в море с осторожностью, которой научены тоже опытом, не подвергая гибели промышленников, кроме очень редких случаев. В конструкции лодей ничего дурного нет, а имеют самую удобнейшую для мореплавания нашего и промыслов. Мы ходим на этих судах на рыбный промысел на Мурман, в Норвегию для вымена рыбы, используем для частных перевозок в Норвегию и в города Архангельской губернии... На лодьях, выстроенных плоскодонными, в отличие от судов корабельной конструкции, всегда можно зайти в становище по мелководью и спастись от гибели. Кроме того, на новоманерных судах невозможен проход на рыбные промыслы по мелководным рекам и новые суда требуют перегрузки грузов на лодки. Лодьи же в становища заходят на приливе и остаются на суше при отливе, т. к. плоскодонны. Во время штормов лодьи лучше держатся на якорях, а при попутном ветре идут быстрее, лодьи можно вытащить на лед, они проще в конструкции, управлении, дешевле... Эти и многие другие хозяйственные выгоды от наших судов против новоманерных доставляют нам безбедное существование. Гибели людей никогда не случалось, так как жизнью и капиталами мы дорожим».
Поморы отмечали предвзятость правительственных чиновников: «Когда лодьи предоставляются под казенные перевозки по нуждам правительства, то корабельные мастера Архангельского порта признают их благонадежными к мореплаванию и прочными, чем доказывается ошибочность выводов правительства о местных судах». Были и более серьезные факты, подтверждающие точку зрения поморов: в 1769 году кемский промышленник Антон Еремин на своей лодье у берегов Новой Земли спас экспедицию Федора Розмыслова, занимавшуюся описанием пролива Маточкин Шар, а в 1835 году кемские промышленники спасли вторую экспедицию Петра Пахтусова, чье «новоманерное» судно было раздавлено льдами у острова Берха. В обоих случаях поморы на своих обычных судах «дедовской» конструкции спасали «новоманерные» экспедиционные суда, построенные опытными инженерами по европейским стандартам специально для исследования Новой Земли.
Со стороны столичных чиновников бывали и весьма «странные», а по сути -крайне вредные и опасные для поморов указы. Судите сами: в одном из таких указов поморам предписывалось «строить и использовать в море новоманерные суда - «эверсы». Наверное, столичным чиновникам, далеким от мореплавания и наверняка ни разу в жизни не видевшим эверса, просто понравилось иностранное слово. Однако поморы в ответном письме объяснили бестолковым представителям власти, что эверсы - «суда речные, для хождения в море не приспособленные и опасные».
Как видим, поморы вовсе не были «консерваторами» и «ретроградами», а, наоборот, без указки «сверху» охотно учились всему передовому. Они применяли полученные знания с пользой для себя, постоянно совершенствовали конструкции своих традиционных судов. Даже после 1859 года, когда обучение у казенных мастеров стало платным и осуществлялось на средства самих поморов, количество желающих обучаться судостроению не уменьшилось.
А сопротивление переходу на «новоманерные» суда было вызвано экономической целесообразностью. В упомянутом письме поморы писали, что они прекрасно осведомлены о преимуществах и недостатках новых типов судов, и «если те, кто имеют новые суда (в Кеми в 1828 году было всего 3 таких судна) будут получать выгоду, то и другие станут подражать им. Выгода сама заставит перейти на новые суда». Но в первой половине XIX века поморам Кемского уезда рыбные промыслы, на которых преимущества лодей и шняк было неоспоримо, давали 700 тысяч рублей дохода, а морская торговля, где было выгоднее использовать «новоманерные» суда, приносила всего-навсего 45 тысяч рублей.
И только во второй половине XIX века, после отмены крепостного права в России, когда началось бурное развитие рыночных отношений и морская торговля стала приносить больший, чем промыслы, доход, поморы сами перешли на массовое использование новых типов судов. Причем без всякого давления и указов.
Андрей
РУЖНИКОВ,
действительный
член
Русского географического общества